бесплатная помощь

Психологическая Юридическая

Вернуть или сохранить?

7728 25    |    8 февраля 2014 г.       
Культ девственности гораздо больше способствовал появлению в Дагестане уродливых явлений, чем подъему нравственности и формированию уважения к женщинам.

По рассказам очевидцев, а сами мы такую информацию проверить не решились, чтобы не ставить под удар заинтересованные стороны, в Дагестане существует ажиотажный спрос на одну небольшую, но очень интимную операцию. Она не связана с исправлением физических пороков, но способна сломать не одну человеческую жизнь. Это, хирургическое восстановление девственности.

Вокруг гименопластики ведется много споров и обсуждений, одни считают, что только она может спасти честь девушки, другие – что отсутствие целомудрия не скроешь, и не нужно начинать семейную жизнь во лжи. Те и другие находятся внутри того общества, которое сложилось в республике на данный момент, и рассуждают, исходя из расхожих в нем стереотипов.

В процессе развития цивилизации человечество по-разному относилось к сохранению девственности и ее имитации. У многих народов на всех материках, принадлежащих к различным культурам, существовал обычай лишения девственности девочек, или достигших половой зрелости, или до вступления в брак. Считалось, что надо выпустить из них «беса», «злого духа» (кстати, похожие обычаи были и у народов Северного Кавказа в частности, у некоторых дагестанских горцев). Так же стар и обычай имитировать девственность. Говорят, что первые опыты по гименопластике проводили еще древние египтяне. А уж сколько было сымитировано и сыграно на «ура», никому не сосчитать. А теперь о современном мире. Сложно сказать, что является показателем более высокого уровня цивилизованности – сохранение невинности до брака или полное безразличие к этому вопросу. Очевидно одно – культ девственности гораздо больше способствовал появлению в Дагестане уродливых явлений, чем подъему нравственности и формированию уважения к женщине.

Невинное унижение

Как-то раз мне пришлось присутствовать на свадьбе одного дальнего родственника мужа, который женил сына. По мнению сельской родни, свадьба была очень удачной и веселой. За все время пира невесте было позволено один раз встать и пройти под музыку пару кругов в окружении гигикающих и улюлюкающих от восторга друзей жениха. Под музыку, с опущенной головой и руками – так выглядит в понятиях дагестанцев свадебный танец. На следующий день все, уставшие, с утра потянулись к дому новобрачных. Помню свой шок и ощущение брезгливости. Мужчины сидели в огромном зале и продолжали веселье, значит, все прошло без эксцессов. Простыню со следами невинности уже показали свекрови, и она радостно металась между гостями. А женщины всех возрастов ломились по очереди в спальню, поздравлять новобрачную. Вчерашняя невеста сидела на краешке кровати, не поднимая глаз. Старушки причмокивали губами от удовольствия и говорили девушке что-то одобрительное. Молодые незамужние девчонки с любопытством заглядывали ей в лицо, пытаясь прочесть в ее глазах ответ: «больно-не больно?». Девушку было жалко, хотя, возможно, она себя считала счастливой, но дело даже не в этом. Мерзок был сам факт такого публичного оглашения интимных подробностей, унизительного и раздавливающего личность. Мне тогда показалось, что эта девушка, как и тысячи других дагестанок, пережив эту процедуру, до самого конца жизни становятся неполноценными.

И если даже настоящая девственность становится инструментом контроля над женщиной, так как напрямую связана с «честью семьи», то что говорить о многочисленных случаях ее имитации. Невинность в самом примитивном, физиологическом смысле в сегодняшнем Дагестане стала, скорее, заботой коллективной, нежели частным делом.

И тут речь должна идти не столько о нравственности отдельно взятых девушек, сколько о его падении в обществе. Власть в современном дагестанском социуме, в том числе семейная, принадлежит мужчине, независимо от того, насколько он порядочен и честен во всех областях жизни, а все свои грехи, проколы и малодушие ему легче приписать женщине, чем взять ответственность за них на себя. Это и вынуждает девушек идти на обман. И не всегда эти девчонки – прожженные стервы и прошли Крым и Рим. Категории девушек, обращающихся за помощью к хирургу, самые разные. Причина  одна – избежать позора и гнева родителей. Это откровенное исполнение социального заказа.

Быть несравненным? Легко!

– «Я на тебе обязательно женюсь, малыш, куда же я после этого денусь», говорил он мне, – рассказывает Заира С. – И я верила. Совсем молодая была, второй курс. Красивый, умный, финансово независимый, конечно, обязательно женится. Страстные встречи почти через день, поездки на море, я любила его без памяти. А когда я сказала, что родители дают согласие на брак с дальним родственником, и нужно что-то делать, пропал. Я поняла, что позор неизбежен, и страшно испугалась. Отец и его братья меня не раз предупреждали – опозоришь, закопаем живьем. Подружка нашла врача, и вот я покорная жена нелюбимого человека. Уже двое детей у нас, а я себе места не нахожу от обмана. Он оказался слишком честный для меня, но рассказать ему правду я не смогу никогда.

Такие истории нельзя давать от настоящего имени женщины, это чревато. Вдруг кто-то узнает себя в их героях? Дагестанский мужчина, считая себя сильным и властным, оказывается очень уж уязвимым в такой ситуации. Он воспитан в среде, в которой нетронутая девственная плева подменила целомудрие, духовную невинность, стала их полными аналогами.

– Почему мужчина так стремиться получить в жены девственницу? – анализирует известный в республике сексопатолог профессор Ахмед Азизов, – Прежде всего, он хочет, чтобы женщине в силу отсутствия сексуального опыта не с кем было его сравнивать. Для мужчины очень важен сексуальный успех если он его не испытывает, это отражается на всех его делах.

Связывать наличие или отсутствие у женщины девственной плевы с отсутствием у нее сексуального опыта, по меньшей мере глупо.

- Потеря девственности – это жертвенность. Это в женской природе, и мужчина требует этой жертвы, – констатирует психолог Элина Славинская. – Она, влюбленная, готова отдать ему все. Ради любви она готова отдать себя всю. И если обманута, предана – это страшно. А еще страшно, когда сами врачи, восстановившие девственность, раскрывают тайну пациентки. Однако, в силу доступа современной молодежи к любой информации, касающейся сексуальных отношений, и неограниченных возможностей использовать ее на практике, связывать наличие или отсутствие у женщины девственной плевы с отсутствием у нее сексуального опыта, по меньшей мере глупо. Девственницей принято называть девушку, не имевшую вагинального полового акта с мужчиной, при этом девушка, имевшая любые другие виды половых связей, в том числе анальные, формально считается девственницей.

–Девственная плева – это еще не гарант невинности и порядочности, и не гарант спокойствия мужчины, поэтому не стоит придавать ей сверхценность. Вы же знаете, что бывают отношения до брака, и в этом нет ничего противоестественного и грязного, когда люди любят друг друга, хотя в Дагестане это и не приветствуется. Мужчина должен не по девственной плеве мерить чистоту девушки и свою силу,прежде всего, нужно научиться доверять друг другу и строить отношения по другим критериям: симпатия, открытость, ум, любовь, – продолжает Элина Славинская.

Два лагеря

Как правило, дагестанский мужчина требует от своей избранницы невинности, мотивируя свои требования строгими предписаниями ислама. И тут он, в силу своей религиозной малограмотности, оказывается не совсем прав. Существует множество предписаний и разъяснений на эту тему.

– Девственность не является обязательным условием шариатского брака (никях). Наличие сексуальных отношений девушки до принятия ислама не может служить поводом для упреков в ее адрес. Она имеет права не рассказывать о причине и обстоятельствах произошедшего. По воле Аллаха, если мусульманка, некогда оступившаяся, искренне раскаялась, то она найдёт своё счастье, не прибегая к недозволенному, – считает преподаватель одного из исламских вузов Махачкалы Ибрагим Р.

– Это чистой воды мачистская традиция, которая не имеет корней в исламе,– утверждает Дуния Бозар, чья книга "Аллах, мой господин, и я" исследует ислам во Франции. – Однако французские мусульмане чувствуют, что должны сделать уступку устаревшим представлениям, в соответствии с которыми невеста должна быть девственницей. Досадно, что женщины вынуждены прибегать к гименопластике, хотя она дает им возможность жить собственной жизнью и избежать наказания, связанного с отжившей традицией.

Различные философские течения в арабском мире по-разному высказывают свое отношение к восстановлению девственности хирургическим путем. Одни полагают, что восстановление девственности исламом не допускаются по ряду веских причин. Среди них: обман мужа, возможность ошибочного отцовства (в случае, если "починенная" девственница была беременна перед свадьбой от предыдущего кавалера), демонстрация женского срама (аврата) чужим людям без острой необходимости и подталкивание женщины к развратному образу жизни (зина), который так легко скрыть.

Как и среди богословов, противоположны мнения о гименопластике и в медицинском сообществе. / Фото

Другие исламские ученые, указывают, что исправление и восстановление плевы дозволено, поскольку ее отсутствие само по себе, не является в шариате доказательством прелюбодеяния. Более того, запрет на подобную процедуру сводит к нулю шансы женщины выйти замуж, что, в свою очередь, перенаправит ее сексуальную энергию в незаконные и нежелательные каналы. Подобные аргументы опираются на принцип «ал’ирд» – защиты женской чести от спекулятивного обсуждения на публике. Среди авторитетов, поддерживающих разрешение на восстановление девственности – шейх Али Гомаа, разрешивший данную процедуру фетвой в 2007 году.

Примечательно, что так же, как и среди богословов, противоположны мнения о гименопластике и в медицинском сообществе.

С точки зрения акушера-гинеколога Алжанат Гаджиевой, «выполнять такие операции преступно и аморально, а общество, осуждающее девушек, идущих на восстановление девственности, целиком и полностью, за исключением единичных, насильственных, случаев, право».

Ахмед Азизов, более 20 лет консультирующий дагестанцев по самым острым вопросам семьи и брака, в целом согласен с тем, что нехорошо начинать жизнь с обмана, который может раскрыться в любой момент, поэтому каждую из девушек, обратившихся к нам за помощью такого рода, мы пытаемся отговорить от операции. А принятие такого откровения со стороны мужчины означало бы, что его чувства искренние, что он любит девушку такой, какая она есть.

– Но, увы, в нашем обществе мораль основывается на других ценностных категориях, и даже девушку больше беспокоит не то, что ее бросит несостоявшийся жених, а то, что он проговорится и опозорит ее. В этом – главная причина ее «подстраховки», - говорит Азизов.

Да и как девушка может доверять мужчине, не будучи уверенной в его молчании? Бывают случаи, что мужчина, узнав, что его невеста не была девственницей, заставлял ее писать признание, обещая, что простит ее и никому его не покажет, а на утро оглашал его ее родителям, требуя возврата всех подарков и возмещения расходов на свадьбу.

– Иногда мужчины приводят на проверку невест после первой брачной ночи, рассказывает Азизов случаи из личной практики. – Один так принес на утро простыню со следами крови и попросил сделать ее анализ. Это при том, что девушка последние три года с ним постоянно встречалась и жила недалеко, то есть была почти все время на виду. Мне удалось убедить его не делать никаких проверок, но представьте, какой осадок остается в душе таких девушек. Она же ему это никогда не простит, и будет всю жизнь жить с затаенной обидой и злостью. Это отражается впоследствии и на взаимоотношениях, и на интимной сфере, и, кстати, на половом воспитании детей. И то, что мы в последние годы стали меньше сталкиваться с обращениями по поводу восстановления девственности или подтверждения ее наличия, я никак не связываю с ростом морали, скорее, это следствие увеличения числа частных клиник и частнопрактикующих врачей, специализирующихся на этом вопросе.

На проверку

Привести невесту на проверку в Дагестане могут не только женихи, но и их «блюдущие нравственность» матери.

– Как-то на прием к коллеге, – рассказывает врач Абидат Сулейманова, – пришли две женщины с молоденькой, лет 17, девушкой. Будущие свекровь и золовка привели на проверку невесту сына, из села приехали, в платках все, а девушка в хиджабе. Гинеколог взялась за проверку, завела девушку в кабинет, просит лечь на кресло. Та ей молча протягивает купюру и записку, в которой два слова: «Сестра, не выдавай!». Врач вышла к матронам и сказала, что все в порядке. И тут начался скандал! Золовка будущая закричала, что это неправда, и она точно знает, что девушка спала с ее мужем. Коллеге ничего не оставалось, как посоветовать им обратиться к другим специалистам.

И такие случаи не единичны. В большинстве их никто даже не задумывается о правомерности таких действий, унижающих честь и достоинство девушки. Тут нельзя не согласиться с Алжанат Гаджиевой, считающей, что давать заключение о девственности – это прерогатива судебно-медицинских органов и судов, а не врачей, призванных сохранять и восстанавливать здоровье женщины, но никак не определять, насколько она порядочна.

– Грань, разделяющая эти два направления, очень тонкая, и брать на себя ответственность врач ни в коем случае не должен, - говорит Гаджиева. – Я считаю, врач должен отказываться от констатации целомудрия или его отсутствия девушек, тем более в присутствии ее родственников или жениха, так как это не имеет отношения к его профессиональным обязанностям.

Запретить?

Совершение таких действий не только неэтично и унизительно, но и имеет самые неприятные последствия для девушек после вступления в брак. Да и само воспитание в духе постоянного морализаторства ничего хорошего не приносит.

– Есть такое понятие «девственный брак», когда в течение длительного времени между супругами не происходит половой контакт, - рассказывает Азизов. – Причиной чаще всего бывает чрезмерное акцентирование внимания на сохранении целомудрия, которым девочку пугали с детства, запрещали ей подвижные игры и контакты с мальчиками, а также полное отсутствие знаний о супружеской жизни и полового воспитания. От такой зашоренности девушки порой избавляются лишь после нескольких курсов психотерапии, психологических тренингов, и эта проблема встречается не так уж редко.

В замкнутом круге порочного мышления и абсолютного обесценивания отношения общества к девушке, как к личности.

Полностью запретить или разрешить официально проведение операций по восстановлению девственности не сможет никто, тут действительно дело совести и порядочности всех действующих лиц. Есть и такой аспект: девушка подверглась насилию. В этом случае даже ислам на ее стороне. Есть и другой путь – рассказать будущей семье, но к чему лишние разговоры и пересуды, легче, потратив посильную для средней семьи сумму, восстановить все, как было, и шито-крыто…

Кстати, спекулируют и на мнимом насилии, чтобы оправдаться перед семьей или просто выйти замуж без проблем. Зародился даже термин «псевдоизнасилование», когда девушка, желая оправдаться перед родителями (иногда и перед родственниками будущего мужа), придумывает историю об изнасиловании, обращается с заявлением в правоохранительные органы, а потом забирает его. Случаются и анекдотичные истории.

- К нам как минимум трижды обращалась одна и та же девушка с просьбой восстановить девственность, - вспоминает Азизов. – Она превратила это всвоего рода бизнес, обманов и шантажом выманивала деньги из кошельков партнеров на восстановление чести, а через некоторое время повторяла тот же трюк со следующим мужчиной.

Жениться – на других

Картину состояния общественной морали в дагестанском обществе наглядно демонстрируют анонимные опросы юношей-студентов, проводимых клиникой профессора Азизова. По их результатам, большинство из них не видят ничего зазорного в интимных связях с девушками вне брака. Больше половины опрошенных заявили, что девственность подруги не будет препятствием для ее овладения (варианты ответов: сама будет виновата, что довела, допустила), однако жениться они собираются на девушках из своего села, которые не то что не имели близости, но и не разговаривали никогда с мужчинами не из своей семьи. При этом они и мысли не допускают, что испорченные ими девушки тоже принадлежат к подобным тухумам, парни которых уверены в их непорочности. В таком замкнутом круге порочного мышления и абсолютного обесценивания отношения общества к девушке, как к личности, ей не остается ничего другого, как исполнять его желание видеть ее непорочной. Любыми путями и методами…

Анна Гаджиева

Другие публикации

Тема
Баллада о горской колбасе
Как готовят колбасу в дагестанском горном селе и почему важную часть процесса доверяют самой старшей женщине в доме.
21 25    |    12 декабря 2017 г.
Тема
Строптивая невеста
Считается, что в Дагестане с давних времен родители выбирали сыну невесту или же давали согласие от имени дочери. На самом ли деле это было так?
1276 25    |    27 ноября 2017 г.
Тема
"Чувствую себя пионервожатой"
"Даптар" побывал в гостях у Лейлы Гамзатовой и выяснил, каково быть приемной мамой в Дагестане.
1672 25    |    16 сентября 2017 г.
Тема
Всему миру доказать
Для чего дагестанские девушки занялись тяжелой атлетикой
826 25    |    23 августа 2017 г.