бесплатная помощь

Психологическая Юридическая

На «подсосе» у жены

3831 25    |    28 августа 2014 г.       
Многие дагестанские женщины взяли на себя роль кормильцев и добытчиков. А мужья лежат на диване.

Испокон веков считалось, что женщина хранительница семейного очага. Именно на ее долю выпали уборка, стирка, готовка и воспитание детей. А вот роль мужчины другая. Он добытчик. В его обязанности входит обеспечить семью всем необходимым. А это значит, что работа и бизнес, в первую очередь, для мужчин. Но мир стремительно меняется и оказывается, что привычные схемы уже не оптимальны. Все чаще и чаще женщина берет на себя обеспечение семьи. Иногда по собственному желанию, а иногда и по необходимости.

Заложники безделья

Если на улицах дагестанских городов опросить случайных прохожих, 9 из 10 скажут, что когда женщина при живом муже вынуждена одна «тащить» семью,  это позор! Для мужа, разумеется. И для его родни. Для всего его тухума! И вообще, для Дагестана с его традициями и крепкими нравственными устоями – это нонсенс. Но если с теми же прохожими сесть и поговорить по душам, окажется, что такая ситуация явление обыденное и привычное, что и среди их знакомых, соседей, друзей и даже родственников встречаются и такие мужья, и такие жены.   

Часто  мужчина вместо того чтобы работать, сидит дома (якобы, в ожидании очень интересного и перспективного предложения, в надежде разом сорвать большой куш), а семейный бюджет пополняет кто угодно, только не глава семьи. Посмотрев статистику обращений в благотворительные фонды, легко заметить тенденцию – семей, которые при наличии обоих дееспособных супругов находятся за чертой бедности, становится все больше.

По роду своей деятельности, я часто захожу в один из фондов, поэтому могу сказать, что эту сторону проблемы вижу изнутри. В фонд обращаются женщины, почти всегда с маленькими детьми. Они приходят за помощью, поскольку глава семьи не может или не хочет зарабатывать. Иногда эти женщины вынуждены просить даже деньги на обратную дорогу, ведь  последние копейки ушли на булку хлеба ребенку. По словам  руководителя Благотворительного Фонда «Надежда» Тимура Гаджижараева, часто семьи оказываются в таком бедственном положении из-за нежелания мужа заботиться о жене и детях: «Это звучит дико, но к нам за помощью довольно часто обращаются женщины, чьи мужья, братья, а иногда и взрослые сыновья сидят дома, объясняя это тем, что не могут найти работу. Правила нашего фонда таковы, что мы не оказываем помощь семьям, где есть трудоспособный мужчина, ведь наши ресурсы ограничены. К тому, же мы не хотим поощрять иждивенцев, когда вокруг столько тех, кто действительно нуждается в нашей помощи – матерей одиночек, беспомощных стариков. Но уже одно то, что такая проблема есть, на мой взгляд, говорит о падении нравов и нивелирование фундаментальных человеческих ценностей. Особенно это характерно для больших городов, где отсутствуют такие действенные инструменты, как общественное порицание».

 В запасе у мужчины, желающего подвести солидную базу под свое паразитирование есть еще «дагестанские традиции».

Такую точку зрения разделяют не все. К примеру, 30-летний махачкалинец Руслан Камалов совершенно не понимает, за что его можно было бы порицать. Он же не отказывается от своих обязанностей! Более того, каждый раз, когда в доме заканчиваются деньги (а семья из трех человек существует на пособие по уходу за ребенком и зарплату жены, которых едва хватает на месяц) Руслан собирается с силами и идет на поиски работы. Однако, через некоторое время он снова оказывается дома на диване. Причины всегда веские: либо невыносимый начальник, либо ужасные условия, либо унизительно низкая зарплата. Разумеется, бывают и форс-мажорные ситуации и тогда семью, и самого Руслана спасает  кошелек мамы. Но Руслан оптимист и не падает духом: «Я пока чуть-чуть «на подсосе» у жены. Но не страшно, скоро проверну одну тему. Деньги появятся, можно будет потом спокойно сидеть на работе и не переживать».

Заметим, в таком подвешенном состоянии Руслан пребывает уже несколько лет. А пока его одевает, обувает и кормит жена, работающая с 10.00 до 19.00.

Сто лет на диване

Многие проблемы в Дагестане, в том числе и удивительную пассивность мужчин, достаточно взрослых, чтобы заводить семью, но недостаточно ответственных, чтобы ее содержать, принято объяснять безработицей. Но руководитель рекрутинговой компании «Face conтролль» Магомед Магомедомаров имеет по этому поводу свое мнение: «Безработица – миф. Другое дело, что большинство соискателей, не имея ни соответствующих знаний, ни опыта, сразу хотят высокие зарплаты. Многие молодые люди изначально ориентированы на чиновничье кресло. Они нацелены не на заработок, а на эксплуатацию административного или силового ресурса. Для большинства идеальным вариантом является та должность, которая гарантирует ствол и «корочку». И удивляться тут нечему. Если родители толкают своему ребенку сессию, делают роскошную свадьбу, влезая в долги, то и отношение к жизни у него будет потребительским. Есть и другие, это люди постарше, они просто боятся пробовать что-то новое, живут заложниками схемы – «у меня такой-то диплом я должен работать по специальности». И невозможно объяснить, что у них, к примеру, есть опыт, который позволит им реализоваться в другом деле. В последнее время появились и те, кто в качестве отговорки использует религиозную мотивацию, дескать, там я не могу работать, это не халяль.  Ситуация абсурдная, люди покупают 600-тые, а потом их имена во всех долговых книгах на заправках по городу! А, к примеру, потаскать мешки на стройке, заработать на тот же бензин, они считают ниже своего достоинства – я же не таджик!».


Еще вчера в Дагестане никто бы не выдал дочь замуж за человека, который не может прокормить семью. / Фото: lipetskmedia.ru

Но мифическая «безработица» не единственный аргумент. В запасе у мужчины, желающего подвести солидную базу под свое паразитирование есть еще «дагестанские традиции». В вольной трактовке они выглядят так – мужчины не должны заниматься «недостойной» работой и нет ничего страшного в том, что их жены таскают тяжести, работают по дому, в перерывах между этими занятиями ткут ковры или лепят кувшины на продажу, а в свободную минутку рожают и воспитывают детей.  

С такой мотивировкой категорически не согласен ученый секретарь Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН Асланбек Адиев: «В Дагестане долгое время бытовало мнение, что мужчина должен быть всегда готов к войне и набегам и враги не должны застать его врасплох и уставшим. Потому работа по хозяйству ложилась на плечи горянок. Но, во-первых, эти времена давно прошли, нынешние мужчины не погибают в 25 лет во время набега, как в давние времена, а преспокойно доживают до старости. А во-вторых, в Дагестане всегда было развито отходничество, которым занимались исключительно мужчины. Некоторые современные «джигиты» выдергивают отдельные традиции из общего исторического контекста, забывая, что предкам, на заветы которых они ссылаются, приходилось не только в набеги ходить, но и дрова рубить, и землю пахать, и делать другую мужскую работу».

Комнатный герой-муж очень быстро привыкает к хорошему и ему кажется, что так все и должно быть.

Имам одной из мечетей Махачкалы Хасан-Хаджи сказал, что в старые времена мужчина не мог сидеть на шее своей жены - никто бы не выдал дочь замуж за человека, который не может прокормить семью: «Представить не могу такого, чтобы я как шах сидел у печи дома, а моя жена где-то искала пропитание. Так что, мужчины либо обеспечивали семьи, либо их за мужчин не считали. Мне говорят: мол, раньше женщины на себе таскали сено, воду дрова, а мужчина шел рядом, держа руки в карманах. Но это другое, там женщина помогала мужчине, который делал другие работы. Да и на людях, почему-то считалось зазорным таскать что-то мужчине. Но потом пошла подмена ценностей. Вот и выросло несколько поколений, которые и свое утратили, и из чужого мало что положительного получили. А в 90-е годы, когда открыли границы, всех понесло в торговлю. Конечно, первыми побежали женщины. И, чтобы мужья-домоседы молчали,  буквально подкупали их деньгами. Конечно, и до того были разгильдяи, но нормой такое положение вещей стало в 90-е годы».

В браке или в рабстве?

Если с мужчинами все более или менее ясно (они просто обеспечивают себе санаторный режим), то женщин, которые превращаются в настоящих рабынь своих мужей, понять намного труднее. Ведь часто речь идет уже не о еде или самой необходимой одежде, а о дорогостоящих игрушках для больших мальчиков.

Прекрасная история приведена в статье Полины Санаевой «Рожденная свободной»: «Самый потрясающий пример – женщина, которая уехала из Дагестана в Москву, чтобы слать мужу денег, потому что скоро старость, а «дом уже надо достроить». Вообще она учительница химии, но этим много не заработаешь, поэтому занимается уборкой квартир. Питается гречкой и супами на воде, но деньги на родину отсылает стабильно. И вот стройка близится к концу, она собирается домой, уже представляет, как с наслаждением пошлет подальше московских засранок, которые указывают ей на грязь под плинтусом, но тут оказывается, что муж не может больше жить без определенной модели шкоды. Или не шкоды, а фиата… И она, представьте, остается и зарабатывает еще и на этот каприз. Я сама слышала, как он ей кричит в телефон, что она неправильно поняла и что авто стоит на 30 тыс. дороже. Она вздыхает и берется за пылесос».


Помощник имама мечети Аскандаров: Жалующихся на нежелание мужей обеспечивать семью очень много. / Фото: matrony.ru

Комнатный герой-муж очень быстро привыкает к хорошему и ему кажется, что так все и должно быть. А женщине бывает сложно сделать решительный шаг и уйти от мужа, от которого одни проблемы.

Жительница Хасавюрта Патимат Исаева развелась в конце 80-х. Замуж больше она не собирается, боится довериться мужчине: «Мы едва прожили вместе пару месяцев, как он начал пропадать. Исчезал на недели, потом появлялся и жаловался, что дела не идут, и он в долгах. Я переживала, чтобы помочь ему отдавала всю свою зарплату, еще и в долг просила у знакомых. А он опять пропадал на несколько дней и снова появлялся с жалобами. Месяц за месяцем я отдавала свою зарплату на решение его проблем, дошло до того что он забирал буквально все деньги и требовал еще. Домой приходил под утро, иногда нетрезвым. Родился сын, а дела у мужа все не налаживались. Мне пришлось подрабатывать на второй работе, оставляя ребенка у родителей. А однажды моя сестра увидела его выходящим из ресторана с другой женщиной. Я не поверила, а тут вдруг, как прорвало. Люди, которым я не могла не верить, рассказывали мне о моем муже. То его видели с женщинами в злачных местах, то он кутил с друзьями где-то… Меня это достало, и я прямо спросила мужа. И знаете, что он сказал? «Не твое дело - дай деньги», - ответил он мне. Я отказалась, и он меня избил, а все деньги, что нашел, забрал».

Не зная как быть, Патимат поехала к свекрови: «Когда я все ей рассказала, она заплакала. Сказала, что вечно его баловала, давала деньги втайне от отца, покрывала его делишки, а он постоянно терял работу, никогда не мог сам себя обеспечить. Но она думала, что это в прошлом, потому что после свадьбы он перестал приходить к матери за деньгами».

"Его постоянно увольняли, и мне приходилось заботиться о будущем семьи самой".

На разговоры о разводе муж Патимат реагировал очень бурно, еще бы – у него же пытались забрать «дойную корову». Он скандалил, избивал жену, грозился отобрать ребенка. Патимат пришлось просить о помощи отца и братьев, которые с боем забрали их с сынишкой. Отношения Патимат сохранила только с бывшей свекровью, та до самой смерти видела свою вину в случившемся и помогала и Патимат и внуку.

Махачкалинка Амина Гереева уже давно занимается своим бизнесом. У нее несколько магазинов в Махачкале и один в Хасавюрте. Все дела ведет сама. Обнаружив, что вышла замуж за откровенного лодыря, она пошла работать на рынок: «Я одной из первых выходила на работу на Ирчи-Казака. Чтобы не делить зарплату, напарницу не брала, и было нужно успеть открыть точку, все разложить и подготовить. Проработала так несколько лет. Супруг даже не приезжал меня встречать, хоть возвращалась поздно. Самый тяжелый период был во время декрета. И муж не работал, и я не могла ничего делать».

После родов, Амина была вынуждена сидеть дома. Понимая, что скоро нечем будет кормить малышку-дочь, она нашла работу супругу: «Я всегда пыталась помочь ему, поддерживала, надеялась на лучшее, но чуда не свершилось. Его постоянно увольняли, и мне приходилось заботиться о будущем семьи самой. Я приняла решение, которое тогда казалось мне тяжелым, и развелась. И не жалею ни капли».
Если в этих двух историях женщины смогли принять волевое решение и уйти, то во множестве других жены десятилетиями терпят и мужей-бездельников, и нищенское существование.
Брачные узы, или кандалы?

В чем причина такой привязанности женщины к тому, кто сосет ее кровь и деньги? Психолог Сергею Чипашвили пояснил, что в Дагестане все подчинено куначеству и тухумным отношениям, в том числе, семья и брак.

«Мы живем в республике с особым менталитетом. В ряде случаев у нас семьи держатся из-за родственных отношений между супругами, и развод может привести к конфликтам внутри рода, испортить отношения между родными. Вот и терпят супруги ради других родственников. А если еще инициатор развода женщина – это будет бедой для ее родных. Еще одна причина -  социальный статус, статус замужней женщины – повыше, статус разведенной – намного ниже. Это не все причины, факторов, которые удерживают женщину рядом с бездельником мужем - уйма. Это может быть  духовная близость,  привычка, сексуальное влечение или любовь, которую не хочется рушить. А если муж не зарабатывает, но при этом хороший отец, защитник, мастер на все руки, который держит дом в порядке - жена готова «платить» за эти услуги», - сказал эксперт.


"Ну, так и получилось - на мне все вопросы по дому, а супруга ходит на службу". / Фото: yandex.ru

Но не всегда эти самые «услуги» можно измерить количеством вымытых кастрюль, приколоченных полок и починенных холодильников. Иногда они довольно эфемерны. Мой собеседник, который просил не афишировать его имя, считает себя «очень религиозным человеком» и видит ситуацию так: «Я часто бываю занят, если честно. Учебу нужно закончить, параллельно религию изучаю. И по большей части деньги в семью идут от жены. Если прямо говорить, изучение на пути Аллаха религии, важнее, чем какие-то деньги. С голоду же не умрем. И что с того, что жена работает? Такое воздаяние ей будет, она ведь кормит «получающего знания».  К тому же я ее могу учить основам веры, детям нести знания. Потом, как окончу учебу, устроюсь на халяльную работу, и буду зарабатывать».

Замечу, что учиться ему, как минимум, еще года три. А под халяльной работой он понимает ту, что приносит много денег и от которой не болит спина.

Помощник имама одной их махачкалинских мечетей Курбан Аскандаров говорит, что женщин, жалующихся на нежелание мужей обеспечивать семью, очень много: «Ислам оставляет за женщиной свободу выбора - работать ей или нет. И если она хочет работать, никто не может претендовать на ее заработок. На ней нет обязанности обеспечивать кого-то. А мужчина - наоборот! Он обязан кормить свою семью, одевать, обувать, обеспечивать, а также помогать супруге по дому и в воспитании детей. «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими, и за то, что они расходуют из своего имущества" /Коран 4:38/» В этом аяте ясно говорится об обязанностях мужа перед семьей. Другое дело, если супруг утратил способность к заработку - по причине болезни, или попал куда-то, откуда тяжело выбраться. Или по каким-то причинам он должен временно отвлечься от дел. В этих случаях ему прощается временная безработица. И то при условии, что он делает все возможное для поиска пропитания».

Нельзя сказать, что ситуация, когда именно жена «добытчик» и «кормилец», однозначно плоха. Есть тут и свои плюсы. Особенно, если муж не висит на шее жерновом, не соперничает с женой, отстаивая свой статус «главного», а поддерживает ее и порой даже находит такой семейный расклад очень удобным. 

Абдул простой сельский житель, очень хороший семьянин и любящий (а главное - любимый) муж рассказал, как они с семьей пришли к такому выбору: «Мы с женой уже 25 лет в браке, и знаем друг друга как облупленных. Сначала оба работали, взращивали, так сказать, свое семейное дерево и все было хорошо. Но в лихие 90-е я лишился работы, и начал «качать воздух». Естественно, меня поймали и судили, а через 3 года я вышел на свободу и оказался не у дел. Я пытался куда-то устроиться, но в городе работник с судимостью был никому не нужен. Пришлось переехать в селение. Для меня и в селении работы не нашлось, а вот супруга устроилась в администрацию района. Ну, так и получилось - на мне дом с огородом, дети, готовка (сейчас реже, дочка подросла, уже невеста) и все вопросы по дому, а супруга ходит на службу».

Абдул признается, что когда он стал вынужденным домоседом, то вручил «плеть и уздечку» супруге. Но он не чувствует себя ни иждивенцем, ни ущемленным в своих мужских правах.

А теперь скажу пару слов от себя (возможно, дорогая редакция со мной не согласится*). Конечно, женщина, которая обеспечивает семью, достойна всяческого уважения, но, восхищаясь женским терпением и трудолюбием, хочу повторить - вы лучшее, что есть у нас. Поэтому стою на том, что женщина должна получать от работы удовольствие, а от мужа - красивую жизнь.

Халид Омаров,
Фото: hqoboi.com

*Да, редакция не согласна с дорогим автором и считает, что от работы удовольствие должен получать любой человек, а женщина и сама тоже может себе устроить красивую жизнь. "Даптар"

Другие публикации

Тема
Баллада о горской колбасе
Как готовят колбасу в дагестанском горном селе и почему важную часть процесса доверяют самой старшей женщине в доме.
21 25    |    12 декабря 2017 г.
Тема
Строптивая невеста
Считается, что в Дагестане с давних времен родители выбирали сыну невесту или же давали согласие от имени дочери. На самом ли деле это было так?
1276 25    |    27 ноября 2017 г.
Тема
"Чувствую себя пионервожатой"
"Даптар" побывал в гостях у Лейлы Гамзатовой и выяснил, каково быть приемной мамой в Дагестане.
1672 25    |    16 сентября 2017 г.
Тема
Всему миру доказать
Для чего дагестанские девушки занялись тяжелой атлетикой
826 25    |    23 августа 2017 г.